kaipa: (Default)
[personal profile] kaipa
Одна моя хорошая и уважаемая знакомая на мой вопрос, где получать достоверную информацию о происходящем в некотором (не важно, но нетрудно догадаться) месте, ответила (цитирую):

"А вообще, основную информацию я получаю с Фейсбука, как ни странно это звучит. Там пишут и делятся ссылками мои хорошие знакомые и друзья."

Примерно тогда же, когда я ее спросил по поводу одного из событий, подтвержденного видео, то услышал:

"Не поверю, пока не услышу от очевидца, которому доверяю."

Я про себя поперхнулся и промолчал. И вот на днях [livejournal.com profile] russhatter, как мне кажется, точно заметил общую тенденцию:

Мир - уже рассыпался. Средства массовой информации - не информируют, а дезинформируют. Хочешь узнать, что в Крыму происходит - дождись того, как оттуда появится "настоящий человек", который там был, и уж его слушай - ну, или слушай того, кто перескажет, или ещё одного пересказчика - какая разница? Наконец-то ты таким образом узнаешь Правду! Так оно было в XVIII веке - здравствуй, время новое, незнакомое!

Если оглашён факт - совершенно не имеет смысл обсуждать, правда он или ложь, и насколько правда и ложь; важно только одно: кто его сказал. Бывает негодная "правда от врагов" и годная "ложь от друзей во Имя..." Если кто-то произнёс слово - важно, кто его сказал, а не то, что он сказал. Если сказал "добро" - дай определение добра. Если сказал "нет" - определи, что это такое. Всё, приплыли.


Угу. Приплыли. Даже и не понятно, как и куда теперь можно выплывать.

Date: 2014-05-11 04:48 am (UTC)
From: [identity profile] levgem.livejournal.com
Остается только учиться склеивать факты.

Если Аваков говорит, что «огненным вихрем выжгли всех террористов», то пожалуйста, ждем фотографий из разных источников.

Если кто-то говорит, что в Доме Профсоюзов ещё лежат сотни неучтенных трупов, то ждем хоть каких-то упоминаний о нестерпимой вони разлагающихся тел.

Если не дожидаемся, факт ставим под сомнение.

После операции «Багратион» Ставке пришлось устроить марш евроинтеграторов в Москве, что бы поверили.

Date: 2014-05-11 08:13 am (UTC)
From: [identity profile] ushastyi.livejournal.com
Ты не уловил ключевую фразу: "Если оглашён факт - совершенно не имеет смысл обсуждать, правда он или ложь, и насколько правда и ложь; важно только одно: кто его сказал."

Суть именно в этом. Нет доверия к фактам как к таковым, куда уж тут говорить о склеивании. "Не поверю, пока не услышу от очевидца, которому доверяю."

Date: 2014-05-11 09:10 am (UTC)
From: [identity profile] levgem.livejournal.com
ну это, конечно, неправильно.

Да, интернет разрушил то хрупкое доверие к СМИ. Да и СМИ сами хороши.

Date: 2014-05-11 09:23 pm (UTC)
From: [identity profile] ushastyi.livejournal.com
Проблема интернета не столько в том, что он разрушил доверие к СМИ, а в том, что он позволяет как бы независимо формировать собственное мнение. Но именно как бы. Так как вся независимость заканчивается на том, почему и как человек верит одним фактам, полученным от хороших друзей и знакомых, и не верит другим (впрочем, мы об этом уже говорили (http://ushastyi.livejournal.com/203533.html)). Большинство СМИ занимаются примерно тем же, хотя и более профессионально. Но когда картинка СМИ расходится с как бы независимо сформированной, то возникает то самое обрушение доверия. Хотя это всего лишь взгляды с разных сторон на одно и то же.

Еще замечу, что Аваков не СМИ, хотя его может цитировать СМИ. То есть надо разделять "А сказал Б" и "наш корреспондент передает с места событий". В первом случае -- соврет, недорого возьмет. Во втором -- репортажи как минимум содержат часть правды. Если не брать совсем уж желтизну, конечно.

Date: 2014-05-12 05:10 am (UTC)
From: [identity profile] levgem.livejournal.com
Да, иллюзия независимости доступа к информации одинаково обманывает как доверчивых людей, так и тех, кто склонен себя считать неебаться какими аналитиками.

Я про это уже говорил, но повторю: многих из моих знакомых, с математическим образованием, постигла очень неприятная зараза. Они думают, что имеют доступ ко всей информации, анализируют её и делают достаточно логические выводы: майдан это хорошо, в Ливии всё стало хорошо, американцы несут добро и хорошо и т.п.

При этом их интеллект служит им дурную службу, потому что их выводы крайне логичны. Но ошибка состоит в том, что:
1) верифицировать факты очень сложно. Ты эту проблему и описал
2) собрать полный набор фактов никогда невозможно. Это знает любой ученый из естественных наук, но про это забывают математики.


А по факту, я вижу, что по интернету блуждают очень тщательно управляемые и проработанные потоки общественного мнения, которое люди очень быстро воспринимают как своё собственное.

Date: 2014-05-12 08:15 am (UTC)
From: [identity profile] ushastyi.livejournal.com
Да. По всем пунктам.

И еще вспомнилось: http://www.odnako.org/blogs/dvanuliz-ili-slovo-v-zashchitu-uma/

Сегодня расклады изменились. За последнее десятилетие скорость доступа к образам и формулам – т.н. «информации» – стремительно увеличилась, что дало каждому возможность считать себя носителем недюжинного ума. Всякий современник, вооружённый википедией и орфографической программой, может смело нырять в море дискуссий по отчаянно далёким от него вопросам, оперируя чужими знаниями и чужой грамотностью. Тот, кто открыл для себя луркмор, может при этом ещё и иронизировать чужой иронией.

При этом, увы, скорость и массовость доступа к информации совершенно не означает разнообразия и глубины последней. Напротив: если на поверхности информационной бездны плавает нечто простенькое для восприятия, к тому же легко размножающееся – именно оно и будет попадаться вам на каждом шагу, гордо установленное на сознание встречных. Более того: в умах современников, ставших жертвами обманчивой простоты, уже включена своего рода оптимизация поиска – и с годами я замечаю, что донести до неподготовленного собеседника смысл сказанного становится всё труднее, даже если я говорю простыми и ясными словами. Ибо собеседник стал подобен поисковику, уверенному, что, говоря о составе атмосферы Титана -- я на самом деле имею в виду актёрский состав нового сезона «Реальных пацанов». Просто потому, что слово «состав» в запросах за последний месяц чаще всего относилось именно к этому сериалу.

Коротко говоря – дай такому интернет, и он всё равно превратит его в телевизор.
Edited Date: 2014-05-12 08:35 am (UTC)

Date: 2014-05-11 09:23 am (UTC)
From: [identity profile] russhatter.livejournal.com
Это, собственно, тоже прекрасный момент в дополнение к картинке. Хочешь проверить факт - посмотри видео на полтора часа... А где полтора - там и три, а где три - там и сутки... А потом, когда выберешься, уж говори и другим расскажи...

Date: 2014-05-11 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] fat-crocodile.livejournal.com
Ну, это потому что распалась репутация-обратная связь и т.п. Людям которые врут обычно не грозит ничего. Обычно даже извиняться не приходится, даже если их кто-то публично изобличил. В том числе потому что нет "публично" -- кто-то написал что-то у себя в дневнике, или пусть даже в СМИ, да какое дело.

Поэтому честный человек, если что-то пишет или хотя бы для себя решить пытается -- да, десять видео посмотри, с такого ракурса посмотри, на источники сошлись -- легче не писать да и не решать.

Date: 2014-05-11 10:44 am (UTC)
From: [identity profile] russhatter.livejournal.com
Ну да. А теперь оцениваем, сколько времени нужно, чтобы этим способом сложить 2 и 2. И сколько вечностей нужно угробить, чтобы проверить самые простые утверждения. О сложных - так вообще можно смело забыть, столько видео не просмотришь и за года...

Date: 2014-05-11 11:21 am (UTC)
From: [identity profile] fat-crocodile.livejournal.com
Да, я, конечно, прочитал Вашу запись по ссылке.

Но, к счастью, это распространяется далеко не на все сферы жизни. Это пока что исключительно около текущей политики. "Актуальные новости", комментарии к ним, разоблачения и т.п. В остальных местах пока можно и 2+2 и даже больше.

Date: 2014-05-11 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] russhatter.livejournal.com
Не знаю... Один из моих друзей, когда шли события в Крыму, подсел на какой-то там "правдивый" телеканал из Крыма и, я так понимаю, просидел на нём несколько недель. Очень содержательное времяпрепровождение. У меня голову сносит от таких вещей. Текст - я могу смотреть по диагонали, могу вчитываться несколько часов - а вот видео... Просто бред! Не, ну понятно ... - но всё равно бред.

Date: 2014-05-11 09:04 pm (UTC)
From: [identity profile] ushastyi.livejournal.com
Сильно подвержена "этому" еще и история. Даже если не брать Фоменко. Наверное, можно говорить обо всех общественных науках, где знание держится в том числе и на авторитетах (под которыми пласты работы и знаний, но кто их смотрит).

Date: 2014-05-12 10:21 am (UTC)
From: [identity profile] harvys.livejournal.com
Очень живая тема нашего времени!
Согласен с тем что важен тот кто говорит и о чем. Но так было всегда.

В целом мерилом наверное является старая пословица: Кому ЧТО болит, тот про ТО и говорит!

Если это голодный и о еде - можно верить, если оппозиционер о свободе слова и собраниях - можно верить, если человек культуры о недостатке оной - можно верить, меньшинства об ущемлении прав - можно верить.

Теперь наоборот: журналист с кресла в кабинете - дезинформатор, молодые люди в спорт.костюме или бомж о свободе - бред, политик о том как все классно - чушь, спасатель о спасении не просящих - жулик, президент об изменении законов - диктатор.

Получается сомнения вызывают те, у кого потребности не совпадают с желаниями - так как возможна подмена реальных потребностей. Еще большим индикатором ложности намерений является неадекватность мер решения проблемы.

Спасали русских - захватили украинцев!

Date: 2014-05-16 10:41 am (UTC)
From: [identity profile] br0mberg.livejournal.com
Я думаю проблема доверия СМИ так остро стоит не глобально, а именно здесь и сейчас, то есть в России-на Украине, на время противостояния. Когда нет ни возможности осветить ситуацию разными журналистами, ни когда резко пропадает актуальность самой новости. Как если бы СССР во время войны с финнами подтвердил что не было обстрела приграничных территорий, или большевики в 49 году сказали, что отречение Николая II не настоящее - какая уже разница?

Найти человека которому доверяешь сейчас тоже думаю не вариант. Читал репортаж одного товарища в начале марта с Крыма, не мог отделаться от ощущения, что он сознательно не описывает многие вещи. Информация-информация-лакуна-информация.

Однако приходит в голову вот что - хоть невозможно предугадать как поведут себя акции на бирже, можно предсказать как поведут себя люди сталкиваясь с непредсказуемым поведением акций. Например, большинство покупает когда акции дороги и продают когда дёшевы, хотя выгодно наоборот. Так и вот, мы имеем непредсказуемые, непроверяемые новости, но можем на их основе понять, как будут себя вести люди и как-то устраивать своё будущее и настоящее.

А вот правду мы не будем знать ещё долго.

Date: 2014-05-16 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] ushastyi.livejournal.com
Думаю, что проблема доверия к СМИ стоит остро во всем мире. Только в отличие от нас, которые имеют практически одинаковый доступ к российским и украинским СМИ в силу русскоязычности, для жителей США или Германии такая возможность существенно ограничена.

> Так и вот, мы имеем непредсказуемые, непроверяемые новости, но можем на их основе понять, как будут себя вести люди и как-то устраивать своё будущее и настоящее.

Не могли бы Вы раскрыть эту мысль? То есть я понимаю о чем Вы, но что именно по-Вашему мы можем понять?

Date: 2014-05-19 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] br0mberg.livejournal.com
>Не могли бы Вы раскрыть эту мысль?
А зачем мы вообще читаем новости? Допустим, чтобы знать что происходит "там вдали", чтобы узнать интерпретации властей разных стран, и один из вариантов, чтобы извлечь для себя некоторую пользу в обычной жизни.

Новости касающиеся Украины и отношений Россия-Украина со всех сторон на данный момент я расцениваю как злостную дезинформацию, то есть они не только не информируют, а напротив дают знание ложное.

Но мы, не зная как конкретно проходит конфликт, можем знать что думают жители разных стран по поводу того, что там происходит. И это единственная полезная информация на сегодня. Потому что можем из неё извлечь пользу в быту, условно говоря заранее "запасать соль, спички, тушёнку".

Profile

kaipa: (Default)
kaipa

April 2017

S M T W T F S
       1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 25th, 2026 01:22 am
Powered by Dreamwidth Studios