kaipa: (Default)
[personal profile] kaipa
Вышло, что человек, трудясь над переделкой мира, забывал параллельно переделывать себя.
Поэтому великое естествознание шло человеку не в пользу и в спасение, а в погибель.


Эссе Андрея Платонова 1926г.

http://www.imwerden.de/pdf/platonov_pitomnik_novogo_cheloveka

(за наводку спасибо [livejournal.com profile] baaltii1)

Несмотря на то, что оно написано почти 90 лет назад, мне кажется, что многое не потеряло актуальность.

"Если капитализм произвел условия, в которых пролетарий превращался в идиота, то социализм перевернул эти условия так, что пролетарий превращается в одаренного человека. Это физиологические органические выводы различных социальных порядков."

К сожалению, и это отмечал в том числе и Александр Зиновьев, социализм не смог перестроить человека настолько, чтобы он гарантированно воспроизводил себя в поколениях. Что и предопределило идеологический упадок, который начался в 60е и закончился развалом СССР. Не исключено, что в XXI веке мы еще увидим вторую попытку.

Кстати, эссе Платонова перекликается с предыдущей записью в том, что мотиватором для изменений человека является страх перед гибелью.

"Что заставит советского человека, и уже заставляет, стать более разумным? Доброе желание? Нет: угроза гибели. Эта причина толкнет советского человека на шаг к своему внутреннему преобразованию. Этим шагом он опередит тип капиталистического человека. Понятно, что новый человек сам не осознает и не оценит своего перерождения — оно появится как бы бессознательно и незаметно. Вся мощь объективных непререкаемых условий ляжет на человека и зарядит его мозг острой силой."

С другой стороны, а какие еще могут быть однозначные мотиваторы… Человек слишком слаб, чтобы меняться по своей воле.

Date: 2015-01-16 03:29 pm (UTC)
From: [identity profile] yantayga.livejournal.com
Вы оптимист.

Date: 2015-01-16 03:45 pm (UTC)
From: [identity profile] yantayga.livejournal.com
Я так понимаю, вы думаете, что человек вообще куда то в перспективе поменяется. В лучшую сторону.

Date: 2015-01-16 03:51 pm (UTC)
From: [identity profile] ushastyi.livejournal.com
Мы вроде были на ты :)

А разве эволюция, в том числе социальная эволюция, стоит на месте?

Date: 2015-01-16 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] yantayga.livejournal.com
Да я забываю иногда с кем на ты, и на всякий случай говорю «вы».
Пока что, судя по событиям, мы скатываемся в какой то «каменный век», метафорически говоря. Общее впечатление такое.

Date: 2015-01-16 04:08 pm (UTC)
From: [identity profile] ushastyi.livejournal.com
Скатываемся (и даже понятно, кому и зачем это выгодно). Но надо же понимать, что придется из него "выкатываться". Иначе все умрем. Население каменного века было примерно в 1000 раз меньше сегодняшнего.

Profile

kaipa: (Default)
kaipa

April 2017

S M T W T F S
       1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 24th, 2026 06:01 pm
Powered by Dreamwidth Studios