Мотиваторы прогресса
May. 14th, 2013 07:15 pmЯ несколько раз писал о прогрессе и регрессе в разных контекстах. В основном, в духе "а вот были времена". Я слишком некомпетентен, чтобы пытаться анализировать социальные или экономические причины этих явлений. Но есть ряд исследователей, которые это делают, и я приводил ссылки.
А вот взгляд совсем с другой стороны. Профессор Лопатников пишет о задачах науки и пишет правильные вещи, которые обычно упускаются. Его статью лучше прочитать целиком, но меня сейчас интересует один только момкнт -- сверхзадачи.
Стремительный прогресс науки в послевоенные годы во всем мире, но в первую очередь в СССР и США, связан со сверхзадачами.
В 40-50-х - это была задача создания ракетно-ядерного щита, подзадачами которой были и космос, и авиация, и ПРО, и радиолокация, и радиохимия, и приборостроение, и "мирный атом" и вычислительные технологии, и биология...
Это была задача с жестко определенными сроками, предельной ответственностью руководителей и исполнителей. Как эта задача была выдвинута в качестве главного приоритета? Как и по каким основаниям эта задача была оценена в качестве аболютного приоритета? - Все просто: это был вопрос выживания страны.
Сверхзадачи тянут за собой и рождают новые отрасли науки и промышленности. Технологии и инновации волнами расходятся вокруг. Высокая концентрация ресурсов и приоритетов, и централизованное управление обеспечивают скорость реализации сверхзадач. Этот подход кардинально отличается от "грантового" подхода "Сколково", РосНано, культуры стартапов и прочего, которые отталкивается не от задач, а от проектов. Можно провести следующую аналогию для тех, кто понимает математику: сверхзадачи -- это градиентный спуск, грантовая наука -- это случайный поиск (в том или ином виде).
Собственно, замедление научно-технического прогресса в таком контексте оказывается следствием снятия к концу 60х годов с повестки дня сверхзадач. И вряд ли стоит ждать возобновления прогресса без появления новых сверхзадач, которые бы мобилизовали серьезную часть научных и производственных ресурсов.
P.S. Сейчас идут выборы нового президента РАН (о программах и кандидатах можно прочитать у Дарьи Митиной. И все три кандидата собираются реформировать систему финансирования РАН, спуская часть ответственности распределения ресурсов вниз. Мне кажется, что существующая форма РАН -- она как раз и была заточена на решение сверхзадач. РАН был мозговым центром, который дирижировал ансамблем НИИ для решения глобальных задач. И тогда понятно, что финансирование и управление должно быть сильно централизованным. Это сейчас собираются несколько менять, потому что роль РАН сильно девальвировалась с отсутствием сверхзадач.
А вот взгляд совсем с другой стороны. Профессор Лопатников пишет о задачах науки и пишет правильные вещи, которые обычно упускаются. Его статью лучше прочитать целиком, но меня сейчас интересует один только момкнт -- сверхзадачи.
Стремительный прогресс науки в послевоенные годы во всем мире, но в первую очередь в СССР и США, связан со сверхзадачами.
В 40-50-х - это была задача создания ракетно-ядерного щита, подзадачами которой были и космос, и авиация, и ПРО, и радиолокация, и радиохимия, и приборостроение, и "мирный атом" и вычислительные технологии, и биология...
Это была задача с жестко определенными сроками, предельной ответственностью руководителей и исполнителей. Как эта задача была выдвинута в качестве главного приоритета? Как и по каким основаниям эта задача была оценена в качестве аболютного приоритета? - Все просто: это был вопрос выживания страны.
Сверхзадачи тянут за собой и рождают новые отрасли науки и промышленности. Технологии и инновации волнами расходятся вокруг. Высокая концентрация ресурсов и приоритетов, и централизованное управление обеспечивают скорость реализации сверхзадач. Этот подход кардинально отличается от "грантового" подхода "Сколково", РосНано, культуры стартапов и прочего, которые отталкивается не от задач, а от проектов. Можно провести следующую аналогию для тех, кто понимает математику: сверхзадачи -- это градиентный спуск, грантовая наука -- это случайный поиск (в том или ином виде).
Собственно, замедление научно-технического прогресса в таком контексте оказывается следствием снятия к концу 60х годов с повестки дня сверхзадач. И вряд ли стоит ждать возобновления прогресса без появления новых сверхзадач, которые бы мобилизовали серьезную часть научных и производственных ресурсов.
P.S. Сейчас идут выборы нового президента РАН (о программах и кандидатах можно прочитать у Дарьи Митиной. И все три кандидата собираются реформировать систему финансирования РАН, спуская часть ответственности распределения ресурсов вниз. Мне кажется, что существующая форма РАН -- она как раз и была заточена на решение сверхзадач. РАН был мозговым центром, который дирижировал ансамблем НИИ для решения глобальных задач. И тогда понятно, что финансирование и управление должно быть сильно централизованным. Это сейчас собираются несколько менять, потому что роль РАН сильно девальвировалась с отсутствием сверхзадач.
no subject
Date: 2013-05-14 06:37 pm (UTC)no subject
Date: 2013-05-15 05:19 am (UTC)no subject
Date: 2013-05-15 03:45 pm (UTC)no subject
Date: 2013-05-15 02:16 pm (UTC)Локальные для нашей страны:
1. Возможная агрессия США/НАТО/пришельцев. Сверхзадачей может быть создание супер-ПРО, тем более, что США этим вовсю занимаются.
2. Транспортная связность страны. Сверхзадача -- скоростные поезда, сверх и гиперзвуковая гражданская авиация и т. п.
Глобальные (актуальные как для нашей страны, так и для мира в целом):
3. Исчерпание нефте-газовых ресурсов. Соответственно, сверхзадачей может быть перспективная энергетика, в первую очередь более безопасная атомная, и термояд.
4. Гибель Земли в результате планетарной катастрофы. Сверхзадача "космос", межпланетные и межзвездные путешествия, ядерные, фотонные двигатели, Alcubierre Drive (http://en.wikipedia.org/wiki/Alcubierre_drive), другие принципы.
5. Медицина. Сверхзадача -- генетическая "прививка" от всех болезней.
Мало ли идей.
no subject
Date: 2013-05-15 04:40 am (UTC)Очень толстая.
Там, помимо прочего, на примере биологии, утверждается, что собственно наука растёт не когда государство даёт ресурсы, а когда государство даёт свободу. Государство никогда не хочет давать науке свободу, но иногда, в периоды ослабления государства, это получается случайно, само собой. Например в двадцатые годы прошлого века. Потом государство набирает силу и снова всё становится не очень радостно.
То что пишет Лопатников это если честно не совсем про науку. Ни одного физического закона в процессе открыто не было. Потому что сверхзадачи можно ставить только в терминах уже известного. Это либо "догнать и перегнать" -- когда уже известно, что кто-то сделал, либо "улучшить показатели". Поставить сверхзадачу "разработать транспортное средство, действующее на принципах антигравитации" не получается. Так как неизвестно, возможно ли это и в какие сроки, и куда вообще копать и т.п.
Ну то есть да, это тоже важно, но только это наука-и-техника, а не наука.
no subject
Date: 2013-05-15 05:19 am (UTC)no subject
Date: 2013-05-15 05:28 am (UTC)Мне кажется, это имеет достаточно косвенное отношение к науке, как к познанию. Ну, как можно говорить, что переход на всё более маленькие транзисторы это большая научная победа -- ну правда, сложная задача, раньше решать не умели, теперь научились, в процессе нужно было провести исследование, есть статьи и патенты... Но обычно это называют инженерными задачами, а не научными.
Я могу ошибаться :)
no subject
Date: 2013-05-15 01:57 pm (UTC)Насчет физических законов ты не прав. Мы их просто не очень знаем, потому что они узкоспециализированные. Но даже если посмотреть на советских нобелевских лауреатов по физике -- это все за работы 40-60 года. Но я соглашусь, что больший прогресс был не в фундаментальных физических теориях, а сугубо практических, но очень сложных задачах ракетостроения (включая двигателестроение, которое до сих пор обгоняет американцев), управления, динамики взрыва и т.п. А если взять что-то более близкое к нам, то, скажем, в математике появились целые области, как то: оптимальное управление, дифференциальные игры, методы идентефикации систем (в приложениях к теории управления) и многие другие. Не говоря уж про компьютерную технику, которая стимулировалась двумя основными сверхзадачами -- ядерным оружием и ПВО/ПРО.
И да, ты прав, это именно наука-и-техника, а не "просто наука", которая суть игра ума.
no subject
Date: 2013-05-15 04:52 pm (UTC)Я сейчас как минимум на половину додумываю (я не очень уже помню, а под рукой книжки нет), но одна из мыслей может быть в том, что действительно хорошим учёным в рамках сформулированных "полезных" сверхзадач может быть тесно и скучно. Зато это как раз то что надо для не очень хороших учёных, которые с радостью возьмутся выполнять пожелания начальства и осваивать средства. Это можно считать мелочью, но тут же наука, а не яму копать, тут личностный момент очень важен.
В этом смысле показателен пример Вавилова, приведённый тем же Лопатниковым. Ну может не интересно было ему заниматься "полезными" делами, он бы может быть и рад бы, да сердцу не прикажешь. Опять же, это же не яму копать. Может быть он хорошо умеет делать то, что он умеет делать хорошо, и можно заставить его делать что-то другое, но это будет уже совсем не так хорошо. А об уровне Вавилова как учёного и о его результатах я бы послушал не физика, а биолога.
Фейнман по другому поводу, но в похожем смысле писал, что не надо учёным платить много, так как иначе слишком много людей пойдут в учёные за зарплатой, а не за наукой.
Математика особая статья, оно вообще не совсем наука. У неё с предметом изучения некоторые сложности. И потом, она всю дорогу развивается через решение задач для физиков, так что уже привыкли. Правда, более глубокие математические вещи типа топологии таким образом уже не выходят.
И ещё одна штука. Тут я, правда, не знаю как оценивать, мысль не моя (и даже не помню чья), но любопытная. Мысль о том, что лет 100-150 назад фундаментальная физика обгоняла технику на много лет. А сейчас этот разрыв очень сильно снизился, за счёт этого самого рывка. И (это уже моё продолжение) технике особо некуда развиваться. А фундаментальную науку делать уже немного отвыкли...
no subject
Date: 2013-05-15 09:58 pm (UTC)Насчет разрыва фундаментальной физики и техники не совсем понял. В чем измерять разрыв? Тот же термоядерный синтез известен уже несколько десятков лет, а управляемую реакцию до сих пор сделать не могут. Над Единой Теорией Поля начинал работать еще Энштейн, а воз и ныне там. С синтезом вещества (на атомном уровне) проблемы. И т.д.
no subject
Date: 2013-05-15 10:48 pm (UTC)Вот в том и дело, что автомобиль так получится, а наука не получится. Потому что в рамках снижения стоимости или улучшения характеристик принципиально новых вещей даже исследовать не будут. Принципиально новые вещи дают практический результат лет через десять и в рамках постройки автомобиля в сжатые сроки не выгодны. Но если мы не занимаемся ими сейчас, то что мы будем делать, когда пройдёт десять лет?
Я же не против существования сверхзадач. Я к тому, что насилие тут приводит только к плохому. Нельзя переключать все ресурсы на сверхзадачи, нельзя срезать финансирование остальным, нужно дать остальным как можно больше свободы. Лысенко не привёл бы ни к каким проблемам если бы не получил административную власть, благодаря которой дискуссия с научными оппонентами перешла на административное поле. Его хорошие результаты были бы оценены, плохие были бы отвергнуты, генетика бы спокойно развивалась. В более мягком случае, без посадок, но по сути точно то же самое можно устроить и сейчас, манипулируя только ресурсами. И именно это предлагает Лопатников.
Я не знаю в чём измерять, я же говорю "не знаю, как оценивать" :) Может быть я пересказал не совсем верно, ладно, не суть.
no subject
Date: 2013-05-15 05:15 pm (UTC)no subject
Date: 2013-05-15 09:23 pm (UTC)no subject
Date: 2013-05-15 09:42 pm (UTC)Возможно есть более серьёзные источники, в которых более подробно разобрана его деятельность по выведению сортов, но я их не читал.
no subject
Date: 2013-05-15 10:15 pm (UTC)no subject
Date: 2013-05-15 10:56 pm (UTC)что-то работало, конечно, не без этого