kaipa: (Default)
[personal profile] kaipa
Делать было нечего, дело было днем, и я сходил на Mission Impossibe - 4. Сюжет прост, как всегда -- Том Круз спасает мир от очередных фанатиков. Фанатики сначала взорвали пол-Кремля, стащили коды активации ядерного оружия России вместе с "ядерным чемоданчиков", и потом отдали приказ на одну из российских АПЛ о пуске. Капитан приказ выполнил. Ракета полетела почти в меня, и стукнулась точнехонько в верхнюю часть TransAtlantic building Сан-Франциско. К счастью, Том Круз и его команда весь фильм висели у террористов на хвосте, и успели деактивировать ракету за несколько секунд до.

Удивляет безграмотность режиссеров и сценаристов, не знающих, что в случае приказа АПЛ выпускает не одну, а сразу все ракеты серией, (как в операции "Бегемот"), и что ракеты имеют разделяющиеся боеголовки (у основной ракеты на стратегических АПЛ "Синева" -- от 4 до 8), которые взрываются не от ударной детонации, а в воздухе. Для достижения максимального эффекта. Система самоуничтожения не деактивирует ракету, а уничтожает ее в воздухе. Кроме того, выход командира АПЛ на связь для подтверждения приказа, полученного через спутник, -- это тоже, скорее всего, нонсенс. Лодка на боевом дежурстве хранит радиомолчание.

Но все это мало кто знает. Мой коллега, с которым мы смотрели фильм, тоже не знал. Впрочем, такие детали не портят впечатления от фильма, который получился, на мой взгляд, даже лучше предыдущих. А заканчивается все практически немой сценой из "17-ти мгновений весны". Романтическому обмену взглядами не хватало только музыки Таривердиева.

Мне показалось интересным совпадением, что фильм про предотвращение ядерной войны я посмотрел в день РВСН. Пока у России есть ядерное оружие и система "Периметр", гарантирующая нанесение ответного удара -- ядерная война нам не грозит. Как ни парадоксально это звучит. Всех причастных -- с праздником!

Другое любопытное наблюдение связано с рекламными трейлерами новых фильмов. Большая половина -- мистика и фэнтази. Мир упорно толкают в средневековье, что я уже отмечал в посте про регресс

Date: 2011-12-18 08:09 am (UTC)
From: [identity profile] igor-abramov.livejournal.com
В целом согласен, (по поводу полной нереальности фильма согласен абсолютно), но, чисто буквоедски, --- "Периметр" не есть абсолютная гарантия ответного удара, а тем более, не есть абсолютная гарантия массированного ответного удара. По сути, это дублирующая командная система с предположительно высокой выживаемостью.

Слабые места этой системы:
1) Вероятное местоположение пусковых установок командных ракет известно.
2) Имеется заметная задержка между потерей связи и командой на ответный удар, что позволяет
провести повторную атаку на объекты системы периметр при неудаче первого удара по ним.
3) Команда на ответный удар дается по радио. В условиях массированного ядерого удара можно предположить взрыв большого числа термоядерных зарядов в верних слоях атмосферы/космосе что сделает радиосвязь крайне проблематичной.

Это все, конечно, критика на основании публично доступной информации, очевидно неполной и вероятно местами намеренно неверной. Но в любом случае "Периметр" это не абсолютная гарантия, а лишь серьезный фактор.

Итак, чисто умозрительно, вполне возможно следующие виды подавления системы периметр в условиях массированного ядерного нападения:
1) В любом случая можно ожидать, что удар будет противосиловым, то есть в течение нескольких десятков минут на каждую заранее известную пусковую установку прилетит по несколько боеголовок.
2) Известные ключевые объекты систем связи будут атакованы, возможно, с участием диверсионных групп.
3) Уцелевшие ракеты будут уничтожаться средствами ПРО. При этом, предполагаемым ракетам системы Периметр будет уделено особое внимание.
4) Будут поставлены массированные помехи в радиодиапазоне, делающие на протяжении нескольких десятков часов а то и суток радиосвязь практически невозможной.
5) Ну и, last but not least, вполне вероятны такие вещи как подкуп и измена на уровне высшего руководства, которые подействуют посильнее ядерного удара.


Date: 2011-12-18 08:38 am (UTC)
From: [identity profile] ushastyi.livejournal.com
Спасибо за комментарий.

Я думаю, что когда "Периметр" разрабатывался, то разные варианты просчитывались. Это же теория игр: выбирается лучшая стратегия при самом неблагоприятном положении после хода противника. И конечно это лишь один из компонентов системы.

На самом деле все измеряется вероятностями. И если есть вероятность хотя бы 10% получить "ответку", то не рискнут. А то и меньше. В 50е мы почти не могли ответить, и то не рискнули.

P.S. А повторная атака -- не успеют. Ракета не пять минут летит, а не меньше получаса. Если только из космоса атаковать не будут, но не с чего уже.

P.P.S. Измена возможна, но решение об ответном ударе принимается в том числе и на местах.

Date: 2011-12-18 09:14 am (UTC)
From: [identity profile] igor-abramov.livejournal.com
и при 1% рискнут только если альтернативы для них заведомо хуже.

Повторная атака как раз успеют, потому как повторная с самолетов или с кораблей/лодок, которые близко. Собственно, в каких-то утекавших соображениях ГШ времен 80х, примерно через 30-40 минут как раз вторая волна и ожидалась и именно что не с баллистических носителей.

Но это все конечно чистые спекуляции. Там кстати при всех наших "пикейно-жилетных" расчетах не принимаются во внимание еще ограничивающие факторы, которые мало кому известны. Типа ракеты/самолеты могут летать не как придется, а в соответствии со своими особенностями, целеуказание получать тоже не всюду и всегда и т.д.

Date: 2011-12-19 08:26 am (UTC)
From: [identity profile] ushastyi.livejournal.com
Вот-вот 30-40 минут. То есть даже первый удар -- не внезапный. А значит есть время среагировать. А системы раннего предупреждения и ПВО все же есть. И А-135, прикрывающая в том числе командные пункты РВСН.

Date: 2011-12-18 08:28 am (UTC)
From: [identity profile] levgem.livejournal.com
ты зря про то, что командир не будет звонить обратно.

Никто не проверял, никто не знает. Мы лишь теоретизируем на тему ядерной войны.

Date: 2011-12-18 08:42 am (UTC)
From: [identity profile] ushastyi.livejournal.com
Из общих соображений. АПЛ на боевом дежурстве. Тихонечко лежит или висит. Смысл дежурства один -- если придет команда, то дать залп. Это ЕДИНСТВЕННАЯ цель стратегических АПЛ. Чтобы дать залп надо немного всплыть (пуск происходит с 30-50м глубины). Возможно, что рядом ее "пасут" американские лодки-охотники (те же Seawolf). Терять время и выходить на связь еще более раскрывая себя (в том числе для самолетов) -- это риск не успеть сделать залп. А тогда смысла в дежурстве никакого.

Date: 2011-12-18 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] levgem.livejournal.com
Сколько времени надо на связь? Секунд 30. Вряд ли капитан не потратит 30 секунд что бы уточнить: отправить ему мир в огненное пекло или не отправить.

Date: 2011-12-18 09:25 am (UTC)
From: [identity profile] igor-abramov.livejournal.com
Полагаю, что такой сценарий прямо исключен приказом. Командование РВСН отвечает за правильность выдачи приказа на атаку (что, конечно, обеспечено, и технически, и организационно), капитан отвечает за его безусловное выполнение.

Технически связаться с неким центром из под воды в условиях, когда будет реально нужно атаковать, скорее всего будет крайне сложно. Думаю, что даже после выстрела лодка сама на связь не выйдет и не всплывет, максимум оставить автоматический буй на месте пуска, который всплывет через час-полчаса и выдаст подтверждение. К тому времени лодку с большой вероятностью утопят, но если это не получится то она уйдет довольно далеко.

Date: 2011-12-19 08:21 am (UTC)
From: [identity profile] ushastyi.livejournal.com
А зачем выпускать автоматический буй?

Date: 2011-12-18 05:15 pm (UTC)
From: [identity profile] komuna.livejournal.com
Случаи несоблюдения приказа были и не раз, из известных мне:
http://www.peoples.ru/military/admiral/vasiliy_arhipov
http://oko-planet.su/politik/politikarm/49207-kak-operativnyj-dezhurnyj-podpolkovnik-petrov.html

Еще один при Ельцине был. Подробностей не знаю.

Date: 2011-12-19 08:20 am (UTC)
From: [identity profile] ushastyi.livejournal.com
Если ты внимательно проанализируешь эти случаи, то приказа как раз не было. Было вполне разумное реагирование по оперативной обстановке. А приказы не обсуждаются не просто так.

Profile

kaipa: (Default)
kaipa

April 2017

S M T W T F S
       1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 24th, 2026 11:05 am
Powered by Dreamwidth Studios