Софт

Aug. 3rd, 2011 01:41 am
kaipa: (Default)
[personal profile] kaipa
Пару месяцев назад у меня оказалось аж два софт-объектива от Pentax разных лет. Взял оптом :) Об одном из них -- K 85/2.2 soft -- пойдет речь. Софт-объективы -- это достаточно необычные объективы, особенно сейчас, когда цифровая обработка изображений позволяет многое. Изначально они были придуманы для создания эффекта чрезмерной мягкости, что важно, в первую очередь при съемке художественных портретов. Но помимо мягкости (не путать с мыльностью), софт-объективы совершенно по-особенному ведут себя на контрастных переходах и засветках, а также в зоне нерезкости. Что позволяет получать интересные художественные эффекты. В общем, объективы не на каждый день, под настроение.

K 85/2.2 soft выпускался достаточно поздно, с 1986 по 1990г. Поздно для K-серии объективов, которая началась в 75 году и концу 70х почти полностью была заменена более современными или более дешевыми линзами. В 1987г Пентакс выпустил уже свои первые настоящие автофокусные объективы, а наш герой только пошел в серию.



Держу пари, что фотографирующие люди уже по одной этой картинке заметили в объективе кое-что необычное. Да, диафрагма расположена спереди! Вот так видно даже лучше:



Объяснение этому довольно простое. У объектива нет линз сзади! Смотрите, дырка:



Оптическая схема очень простая, почти монокль:



Диафрагма необычна не только конструкцией, но и поведением: она "не прыгает". У обычных объективов, если они допускают управление диафрагмой с объектива, диафрагма на установленном на камеру объективе всегда полностью открыта, вне зависимости от текущего значения. Прикрытие происходит только во время экспозамера и съемки. Это сделано для удобства фокусировки и визирования. В софт-объективе диафрагма регулирует не только глубину резкости, но и софт-эффект, поэтому оценивать композицию снимка при полностью открытой диафрагме неудобно.

Кольцо диафрагмы тоже необычно. Мало того, что оно существенно толще объектива. Помимо традиционных цифр -- а тут их немного, 2.2 - 2.8 - 4 - 5.6 и все промежуточные значения, -- на кольце схематично показана глубина софт-эффекта.



Практической ценности в этом немного, лично мне все равно удобнее ориентироваться по цифрам. Но конструкторы посчитали по-другому, и когда объектив стоит на камере, то сверху оказывается именно софт-шкала.

Объектив очень легкий -- еще бы, в нем почти нет линз. Фокусироваться вручную легко и приятно, чему способствует еще одна особенность софт-эффекта: переход в зону нерезкости довольно резок :)

Наверное вы ждете фотографий, сделанных этим чудом. Они есть, парочку я уже публиковал раньше, но основные фотографии, ярко демонстрирующие работу софт-эффекта, будут в следующем посте. Растяну удовольствие.

Date: 2011-08-03 07:30 am (UTC)
From: [identity profile] imageman72.livejournal.com
а ты точно уверен, что "на кольце схематично показана глубина софт-эффекта"? Мне кажется, что там может быть величина зоны резкости. Ведь большие столбики это закрытая диафрагма?

А вообще похожий объектив был на моем старом Зенит-В (выпускался в начале 70-х)....
http://img-fotki.yandex.ru/get/5811/256392.0/0_635df_ee6c5d8f_orig.jpg

Тоже мало линз.

Фотки с твоего жду :)

Date: 2011-08-03 08:32 am (UTC)
From: [identity profile] ushastyi.livejournal.com
Точно, так как это только на софт-объективах. На втором точно так же, но там, начиная с f8, идет обычная диафрагма без софт-эффекта до f32.

Profile

kaipa: (Default)
kaipa

April 2017

S M T W T F S
       1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 25th, 2026 12:05 am
Powered by Dreamwidth Studios