kaipa: (Default)
[personal profile] kaipa
На поле древней битвы нет ни копий ни костей
Они пошли на сувениры для туристов и гостей
Добрыня плюнул на Россию и в Милане чинит газ
Алеша, даром, что Попович, продал весь иконостас
Один Илья пугает девок, скача в одном носке
И я гляжу на это дело в древнерусской тоске
Б.Г.
В истории было много побед и поражений. Но бывают Победы, которые пишутся с большой буквы "П" и остаются в памяти поколений на столетия. Это те Победы, когда выигрывается не война, а ценой неимоверных усилий всего народа отстаивается право жить, творить и рожать детей.

Редкий перепост от меня. Когда сын вырастет, я поступлю так же, как автор. Чтобы он так же рассказывал и показывал своим детям. Чтобы память передавалась из поколения в поколение. Пока жива память -- жив народ. А нашему народу есть еще, что подарить миру.

Originally posted by [livejournal.com profile] varjag_2007 at Религия Победы

Сын спросил меня: "Что такое Победа?" Захотел узнать о той войне. Как объяснить ему — мне, не воевавшему? На каком примере? У нас у Вечного Огня расхаживают полицаи, а поле древней битвы застроено коттеджами. И я повез сына в Белоруссию. Там она осталась, Победа. Не изъята из ландшафта, не вытравлена из жизни. Там ты ходишь стопами по истории, полной горя и триумфов. Там и сегодня люди своим трудом, своим стоянием ежедневно утверждают Победу.

Что такое религия Победы? Это наша вера и смысл жизни. Это наш стержень — вынь его, и нет никакого русского народа. Это молчаливое согласие миллионов, которым не нужны слова и жесты, чтобы, стоя у древней крепостной стены или взорванного дота, переглянувшись одним взором, ощутить единое, общее для всех нас родное чувство.


Мы неслись сквозь русскую разруху; по сторонам Старой Смоленской дороги стояли остовы погибшей советской цивилизации: руины заводов, коровников, домов культуры, станций мтс. В их изъеденных временем колоннадах угадывалась грация Парфенона. Сын спросил: "Это с войны?" Я кивнул: с войны. И сейчас — война. Враг у стен Кремля. Оккупация, деградация, смерть. Победа кажется невозможной. Что способно выхватить целый народ из червивой гибельной пасти? Какое чудо должно произойти?

Победа 45-го была чудесна — свершилось невозможное, немыслимое логически-расчетливым умом: мы одолели всесокрушающую общеевропейскую машину вермахта. Верили, надеялись? Еще бы. Но Победа казалась реальной будто бы в ином каком-то мире: требовалось перемолоть весь беспорядок вещей, восставший против нас. Мир сгибала, давила, корежила гибельная сила — и нужно было выправить его, излечить, расправить. Требовалось чудесное вмешательство в гибнущую реальность — и оно произошло. Русский народ принес такую жертву, после которой миру оставалось лишь воскреснуть вновь. Мы были кроваво-красными тельцами Истории, залатавшими зияющую рану. Через русских раз за разом в мир приходит спасение.


Истра, Вязьма, Смоленск, Витебск, Полоцк… То ли поступь победы, то ли версты беды. На братских могилах годы гибели — 1941-й и 1944-й — перемешаны: русские кости с русскими костями. В одну сторону — "бесконечные злые дожди", в обратную — "расцветали яблони и груши". Под Полоцком, на веселых пригорках, на беременных железом холмах, в сдавленных от вспученной почвы окопах сын проводил мыском по песку и находил то гильзу, то осколок снаряда. Целился из разорванной амбразуры в западный берег — и вдруг падал ниц, точно уклоняясь от шквального огня.

Победа бесценна. Заплатить за неё можно любую цену. Она искупает все жертвы. "Воевать до последнего русского" — это не издевательство, а тотальная необходимость. Потому что поражение и плен для русских страшнее смерти. Потому что в поражении и плену русский перестает быть русским. А если ты был кем-то, а теперь никто, то и жить не стоит. Если утрачен смысл, ради которого нужно рожать детей, то не все ли равно подыхать?


Read more... )
 

грация Парфенона

Date: 2011-05-20 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
в руинах колхозных коровников - вряд ли такое автор пишет серьёзно, это выглядит как очевидная пародия...

Re: грация Парфенона

Date: 2011-05-20 07:16 pm (UTC)
From: [identity profile] ushastyi.livejournal.com
Ну вы как-то своеобразно проинтерпретировали. "В их изъеденных временем колоннадах угадывалась грация Парфенона" -- речь идет о домах культуры. Они были всегда с колоннами. У меня в Жуковском, это послевоенные уже, правда, но два таких: дом культуры и дом ученых ЦАГИ. Оба с колоннами.

вообще-то

Date: 2011-05-20 07:33 pm (UTC)
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
дома культуры там между коровниками и машинно-тракторными станциями. Да и вообще - неужели эта пафосная ахинея написана серьёзно? По-моему, там не хватает только манящего аромата овощебаз и гастрономической вакханалии универсамов...

Re: вообще-то

Date: 2011-05-20 08:06 pm (UTC)
From: [identity profile] ushastyi.livejournal.com
А вы были в Белоруссии? То что из Москвы воспринимается как пафос, там выглядит совсем по-другому. Поэтому автор и повез сына в Смоленск и Белоруссию, а не на Поклонную гору.

формально говоря,

Date: 2011-05-20 10:02 pm (UTC)
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
был, но ещё в советское время и только в Минске (там была одна из первых олимпиад для школьников по информатике) - тогда он произвёл впечатление обычного советского города (видимо, сильно разрушенного, так как старых зданий было мало). Но довольно много фотографий публикует vadim_m_z, и ничего такого особо пафосного там вроде нету.

Profile

kaipa: (Default)
kaipa

April 2017

S M T W T F S
       1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 24th, 2026 03:58 pm
Powered by Dreamwidth Studios