Aug. 7th, 2012

kaipa: (Default)
Россия всегда была идеократическим государством (идеократия -- власть идеи). Сначала это было Православие с богоизбранностью царей, третьим Римом и т.д. Затем коммунистическая идеология СССР. Идеократические государства сильны, пока сильна идея и вера народа в нее. Как только эта вера колеблется, государство шатается и падает. Так было трижды: во времена Смуты в начале XVII века, в 1917г и в годы Перестройки. Сейчас у России идеи нет, поэтому процесс разрушения продолжается. Западные государства построены по принципу номократии -- власти закона. Идеология может меняться, но закон превыше. Все, что не запрещено, то разрешено. Противопоставление "Идея vs. Закон" -- это борьба русской и западной цивилизаций.

Ситуация со скандальными Пусси Риот на самом деле показала, что идеократические традиции у нас, к счастью, все еще очень сильны. По существующим законам довольно трудно доказать, что хулиганство в храме тянет на уголовную статью. Поэтому суд превращается в фарс. С точки зрения закона -- это "всего лишь" хулиганство. Но с точки зрения русской цивилизационной идентичности кощунство и святотатство -- это нарушение табу, это апофеоз безнравственности. А тем более, по отношению к идеям, которые лежат в основании русской культуры и на протяжении столетий были основанием государственности. Чтобы там не думали об этом составители законов.

Суд над PR плохой не потому, что он несправедлив и беззаконен. Проблема не в суде, а в отсутствии законов, адекватно отражающих ожидания и традиции общества.

В этой связи хочу процитировать проект "Нравственное государство" (via [livejournal.com profile] russkiy_malchik), разрабатываемый в Центре проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования (http://rusrand.ru/).

Главный компонент эволюции (прогресс) человечества заключается в его категориальном совершенствовании, во все большей мере очеловечения. Вектор эволюции выстраивается от животного императива существования — к осознанному и к нравственному (духовному). Человечество развивается в русле нравственности, социализированности.

<...>

Нравственность, в самом общем смысле, это мера «очеловеченности человечества». И поскольку издревле все мировые религии провозглашали именно такой подход, поскольку само общество все более остро понимает пагубность и разрушительность деградации человека, сведения жизни к плотским утехам и потребительству, ведущим к нравственному опустошению, то вновь в истории человечества вызревает императив — движение к нравственности. И это подразумевает не только запрет на распространение порнографии, показа на телевидении сцен насилия и жестокости.

Нравственность подразумевает социальность поведения, социализированность личности и общества. Она включает в себя не только социальную справедливость, но также сопереживание и альтруизм, т. е. человечность.


В нравственном государстве тоже, конечно, должен быть закон. Но он должен занимать подчиненную или обслуживающую позицию по отношению к нравственным ценностям.
kaipa: (Default)
В дополнение к предыдущему посту подумалось следующее.

Нравственность -- это закон внутри, в противопоставление традиционному пониманию закона как внешнего ограничения. Нравственный человек не пойдет убивать и насиловать не потому, что его за это посадят, а потому что не может в силу нравственных или моральных ограничений. Нравственное или идеократическое общество поэтому локально устойчивее номократического: если средства для поддержания закона по какой-то причине снимаются (например, в результате стихийного бедствия), то нравственное общество продолжает почти нормально существовать, ведь в головах ничего не меняется, в то время как общество, построенное на подчинении закону, пускается во все тяжкие, воодушевленное безнаказанностью. Я, конечно, беру крайние случаи, но, надеюсь, вы понимаете, что имеется ввиду.

Внутренний закон появляется в результате воспитания в определенной культурной и социальной среде в детском и подростковом возрасте. Перевоспитать взрослого человека значительно сложнее. В ситуации с PR мы в том числе сейчас расплачиваемся за провал 90х, когда эти девушки росли, и формировались их нравственные принципы. А также ломались нравственные принципы советского человека, которые, если отбросить идеологическую шелуху, были направлены на духовный рост. (см, например, тут, оригинал не нашел).

Нет ничего удивительного в том, что большинство эмигрантов или временно уехавших за границу, а также либерально настроенные, поддерживают PR и обвиняют Россию в клерикализации. Основные ценности на Западе совсем другого порядка: они направлены на максимальную индивидуальную свободу, в том числе и от любых нравственных ограничений (если они не нарушают свободу других). С этой точки зрения PR, конечно, невинные жертвы судейского произвола.

PR подняли новую волну критики на церковь. Критики забывают, что церковь -- это лишь форма. Но нападки на форму неизбежно компрометируют и содержание. Сегодня церковь -- это единственный общественный институт, который пропагандирует нравственные ценности. Будет другой -- необходимость в церкви отпадет, как это случилось в СССР. Причем отпадет сама. Возрождение церкви в перестроечные и постперестроечные годы происходило само по себе по той же причине: утратив нравственные ориентиры СССР, люди стали искать альтернативу.
kaipa: (Default)
Незнайка на Луне и «Общество по выращиванию гигантских растений»

В детстве эти детали как-то совершенно не воспринимались, потому что были не понятны. Вообще, советская пропаганда во многом была вовсе не пропагандой. А просто рассказывала, как Там живут и о чем думают. Думал ли кто-то в то время, что Там окажется Здесь. Хотели-то ровно наоборот.

Profile

kaipa: (Default)
kaipa

April 2017

S M T W T F S
       1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 11th, 2025 12:21 am
Powered by Dreamwidth Studios