kaipa: (Default)
kaipa ([personal profile] kaipa) wrote2008-04-02 02:35 pm

Про Косово. Грустно

Позволю себе процитировать статью 99 года. С тех пор все в Сербии стало гораздо хуже, а Косово получило мнимую независимость. Грустно. Косово для Сербов -- это как Куликово Поле для нас, русских. Обе битвы происходили в одно время, и Дмитрий Донской и князь Лазарь былы канонизированны церковью. Это боль и память наших народов. Об этом и не только в статье.

Оригинал: http://slavyanskiy.clan.su/forum/50-240-1

"В середине нынешнего мая позвонил мне из Лос-Анджелеса Александр Александрович Яхонтов. Мы знаем друг друга уже несколько лет и познакомились в стенах "Литературной России", газеты, которая впервые у нас в стране, еще с конца 80-х, заговорила об опасной близос­ти новой югославской трагедии. Александр Але­ксандрович, – русский человек, выросший в Се­рбии, хорошо знает ее язык, культуру. Он насто­ящий сербофил и доказал это тем, что после своего переселения в Америку, возглавил "Об­щество Русско-Сербской дружбы в США". В 1995 году в журнале "Образ" мы, с разреше­ния Яхонтова, опубликовали его письмо М. И. Ульянову, советнику Миссии Российской Феде­рации по Югославии при ООН. Если бы наши дипломаты почаще получали такие письма, спо­койные, без истерической жестикуляции, осно­ванные на глубоком знании судьбы народа, за который болеешь. Тогда, глядишь, наша дипло­матия 90-х не села бы в позорную лужу, имену­емую "козыревщиной".
Невеселый получился у нас телефонный раз­говор.
При отличной, надо сказать, слышимости, я различаю каждый грустный вздох собеседни­ка... Что у нас тут делается для спасения сер­бов?.. Да ничего почти не делается. Одни слова. Да еще и лживые на каждом шагу. Какой срам вышел хотя бы с обещанием "перенацелить ра­кеты''!
– Я на днях поговорил с одним высоким военным чином, – сообщает Александр Алек­сандрович, – спросил у него: собираетесь ли бомбить до июня? А он мне: до июня какого года?.. Вот, пожалуйста, какова степень здешнего цинизма.
Теперь, когда пишу эти строки, пошел уже третий месяц натовского безнаказанного глум­ления над Югославией. Маховик агрессии толь­ко набирает обороты, и по всему видно, бомбить будут и в июне. По крайней мере, в июне этого года. И, уж точно, не откажут себе в удовольст­вии поднять в воздух авиацию 28-го июня. Пусть не знают сами летчики, но сценаристы зловещего кровавого ритуала образца 1999 года, наверняка, прекрасно осведомлены, что значит для каждого серба этот день – 28 июня. По-сербски: Видов Дан, день святого Вита. День знаменитой в веках Косовской битвы 1389 года. Самый заветный день в старой и новой истории Сербии.
Тогда на Косово поле вышел весь воинский цвет сербов, чтобы отстоять свою православную
родину от нашествия османской орды, втор­гшейся на Балканы из Малой Азии. Скупые сведения древних летописей, народные эпичес­кие песни доносят до нас подробности битвы, имена и поступки участников. Сербские полки возглавил князь Лазарь (иногда в песнях назы­ваемый и царем). Турецкие полчища вел султан Мурат, здесь же был и его сын Баязет. Сербские гусляры-сказители повествуют о доблести слав­ных витязей, сподвижников князя Лазаря. Та­ких, как старый Юг-Богдан и девять его сыно­вей Юговичей, таких как Иван Косанчич и Ми­лан Топлица, Страхиня Банович, Сержа Грозноокий. Но особое внимание приковано к двум – Вуку Бранковичу и Милошу Обиличу. Подозре­ние падает на Обилича, он-де замыслил предать своего князя, переметнуться в день битвы на сторону турок. Милош действительно въезжает в стан противника, но перед шатром султана выхватывает из ножен кинжал и пронзает им самого Мурата. Настоящим изменником оказал­ся Вук Бранкович, его бегство с поля боя позво­лило, наконец, османам осилить сербов, отсечь голову князю Лазарю...
И – небывалое, единственное в своем роде явление в истории войн: поражение сербов на Косовом поле не стало для их потомков днем позора. Наоборот, память народная подняла тот день на уровень национальной святыни, герои битвы вошли в народные святцы, именами витя­зей-страстотерпцев названы в новое время ули­цы городов, школы, полки, боевые награды.
Причисленный к лику сербских святых, князь Лазарь издавна почитается и Русской Церковью. В Московском Кремле, под сводами Архангель­ского собора, где покоятся останки наших вели­ких князей Московских и первых государей, есть и его, благоверного мученика князя Лазаря лик на древней фреске. Год его гибели совпал со смертью московского князя-героя, Димитрия Донского (битва на Косове состоялась через не­полный месяц после кончины Куликовского предводителя).
Знали ли они при жизни своей друг о друге? Скорее всего, знали. И не просто знали, но жили общей надеждой на одоление иноплеменных супостатов. Сохранились грамо­ты князя Лазаря, посланные с жертвоприноше­ниями в русский Пантелеймонов монастырь на святой горе Афон. Сохранилось и древнейшее русское описание Косовской битвы, принадле­жащее Игнатию Смолянину, книжнику XIV ве­ка: о сражении он узнал по пути из Москвы в Константинополь, в Трапезунде; его короткое сообщение считается у историков одним из самых ранних откликов на беду, постигшую единовер­ных сербов... Два фресковых лика в Архангель­ском соборе – два святых князя-полководца, Димитрий и Лазарь, – вот наше древнее род­ство русско-сербское, вот святая жила нашего общего исторического предания.
Сербская эпическая песня "Обретение главы князя Лазаря" говорит о народном чаянии, кото­рое, к сожалению, не осуществилось. Мощи свя­того воина и по сей день безглавы... Автор этих строк сподобился приложиться к ним еще в восьмидесятые годы, когда они покоились в стенах белградского кафедрального собора. В год шестисотлетия Косовской битвы Сербская Православная Церковь благословила перевозить мощи из монастыря в монастырь, по всей Сер­бии, чтобы князь снова собрал народ свой на Косово поле. И 28 июня 1989 года, когда стоты­сячное сербство праздновало на видовданском, кровью предков омытом поле великую годовщи­ну, мощи святого Лазаря тоже были там, со всем родным потомством. А уж после праздника, как бы во исполнение княжьей воли, изложенной в эпической песне, ковчег с мощами отправился "в Раваницу, монастырь прекрасный", в обитель, построенную в XIV веке самим Лазарем, "когда княжил он на белом свете".
Читатель, надеюсь, согласится, что если не знать всего этого, то не очень нам будет понятно и то, что происходит на Косово сегодня. Только через Косово можно понять душу сербского на­рода до конца. Как и душу русского народа невозможно понять, обходя стороной Чудское озеро, поле Куликово, поле Бородинское, поле Прохоровское, Сталинградский курган.
"Србин од Косова" – "Серб от Косова" – так говорят сербы о мужчине, о воине, когда хотят дать высшую оценку его человеческим свойствам. Это выше любых наград, званий, чинов, знаков отличия.
Между Россией и Сербией сегодня стоит сата­нинское полчище ненавистников православия, славянства. Мертвящей хваткой информацион­ной блокады, компьютерных внушений пытают­ся удержать русского человека на позорном уровне неведения, обывательского полузнания, равнодушия ко всему, что за оградой собствен­ной дачи.
Мрачная година у нас, братья и сестры, при­знаемся в этом сами себе.
И пока официальная Россия, пока подлегшая под американский доллар правящая в стране биомасса помалкивает, позор происходящего на Балканах преступления пятнает всех нас.
Между тем, до 28-го июня остается совсем немного…
1999
Юрий Лощиц



P.S. А все ли были хотя бы на нашем Куликовом Поле?

Post a comment in response:

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting