kaipa: (Default)
[personal profile] kaipa


Это Рахманинов играет свою знаменитую прелюдию. Качество таково, что должно вызывать сильное изумление, но тем не менее историю каждого звука этой записи можно проследить до пальцев композитора. Кажется, я уже однажды писал о Reproducing Piano -- высокотехнологичных устройствах, которые воссоздавали оригинальное исполнение музыканта, считывая ноты и динамику со специальных пиано-катушек (piano rolls). На русский "reproducing piano" обычно переводят как "механическое пианино" ("Неоконченная пьеса для механического пианино" -- это как раз оттуда), но этот перевод неточен и скорее относится ко всему классу "player piano". "Воспроизводящее пианино" более точно передает смысл и не несет отрицательной коннотации "механичности".

Процесс записи был весьма нетривиальным (детали можно почитать, например, тут), и включал в себя помимо собственно записи того, как пианист нажимает клавиши и педали, работу музыкального редактора, который дополнительно кодировал динамику. В 20-30гг XX века это был лучший способ растиражировать фортепианную музыку, и многие американские и не только музыканты охотно записывали ленты.





Однако, Великая Депрессия, Вторая мировая война и прогресс в звукозаписи отправили воспроизводящие пианино в историю, но сами катушки остались. В 70-80е на восстановленных инструментах многие записи были воспроизведены и записаны на современных носителях. А с распространением компьютеров процесс воспроизведения вышел но новый технологический уровень.

В 1972г инженер Вайн Станке (Wayne Stahnke) уволился из НАСА, где он работал на проекте Спейс-Шаттл, и увлекся конструированием воспроизводящих инструментов. В процессе работы он перевел пиано-ленты в цифровой формат и построил математическую модель, восстанавливающую исходный (механический) сигнал. Используя эту математическую модель, он сконструировал управляющую систему, с высокой точностью воспроизводящую механическое усилие на клавиши инструмента. Техническим результатом стали инструменты Bosendorfer серии SE (SE = Stahnke Engineering), а позднее Yamaha Disklavir, куда его пригласили консультантом.

Впрочем, главное музыкальное достижение Вайна Станке -- это воспроизведенные на своем "бозендорфере" пиано-ленты Рахманинова, вышедшие на CD в конце 90х.



При всех оговорках, с многими их которых нельзя не согласиться, это лучшее приближение к тому, чтобы услышать, как играл сам Рахманинов. Окно в прошлое. Как сказал сам Вайн Станке в интервью 1993г: "Мне хотелось сидеть у себя в гостиной с бокалом белого вина и слушать игру великих пианистов. Прошло 20 лет, и мое желание исполнилось."


From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

kaipa: (Default)
kaipa

April 2017

S M T W T F S
       1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 28th, 2017 06:34 am
Powered by Dreamwidth Studios